Обычно разбросанные по всей территории кочевания «савроматские» могилы теперь группируются в могильники с насыпями, сооруженными именно для близких родственников. По левому берегу Илека от Ак-Булака до Покровки, по вершинам сыртов в привольных степях возникают компактные группы больших земляных насыпей, достигавших 6 м высоты. Эти «пятимары» — кладбища военно-жреческой аристократии и зависимых от нее представителей рода. Общая для них близость погребального обряда, — единство подбора инвентаря, присутствие в наиболее богатых могилах; привозных вещей ярко свидетельствуют о том, что на Илеке был крупный'' центр какого-то племенного объединения ранних кочевников Южного Приуралья. Эта племенная группа, наряду с орской, в своем социально-экономическом развитии несколько опередила своих собратьев из Заволжских степей, которых мы с полным основанием идентифицируем с собственно савроматами. На Илеке это были тоже скотоводы-кочевники, владевшие отарами овец, стадами крупного рогатого скота и табунами быстрых степных коней. В свои могилы они уносили часть этого скота в виде обильной мне ной заупокойной пищи или как свое имущество (погребения оседланных коней). Скот — основное богатство кочевников, и в погребальном обряде его широко использовали. Скот убивали при совершении тризны и вместе с умершими клали крупные куски разрубленных туш, сохраняя головы животных для каких-то особых обрядов, нам неизвестных. Лесные богатства широкой поймы Илека использовались для деревянных построек, сооружавшихся на зимниках. Эти зимники, вероятно.) были постоянны, с относительно добротными деревянными домами, сложенными в виде срубов или шатровых сооружений из бревен и плах местных лиственных деревьев (тополя, березы, дуба). Более примитивный тип этих построек имитировали при сооружении могил, подражающих землянкам с плоскими, иногда двускатными перекрытиями и срубообразными сооружениями прямоугольной и шатровой формы над могилой, имитирующей жилище. В строительном деле, особенно для крыш и облицовки стен и полов, широко использовались древесная кора и луб, а хворост и камыш шли на покрытие построек, для сооружения ограждений для скота в зимнее время. О широком использовании в быту этих легких материалов ярко свидетельствует почти постоянное присутствии остатков хвороста и травы (осоки, камыша) в могилах в качестве их закладов, покрытий покойников и подстилок. Использование камня при сооружении курганов и могил предполагает также его использование и в быту как вспомогательного строительного материала.
|