Понедельник, 29.04.2024, 12:02
Pokrovka
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Раскопки у Покровки [6]
Наш опрос
Вы были в Покровке?
Всего ответов: 298
Главная » Статьи » Археология » Раскопки у Покровки

Алимулы, байулы … (казахcкие племена)
АЛИМУЛЫ Одно из племен, составляющих казахский народ. Согласно шежире (генеалогическому древу) входит в состав Младшего жуза. Также именуется каракесек. Тамга выглядит сдвоенной тамгой алшынов. Имеет шесть ветвей, поэтому в народе именуется и «алты алим». Согласно шежре известного акына Колдайбекулы Еримбета (1850-1911) к алимулы относятся жаманак (шекти), карамашак (торткара), айнык (карасакал), уланак (каракесек), тегинболат (карасакал), тойкожаны (ак кете). Эту версию поддерживают и историки С. Толыбеков, О. Миданов, исследователь К. Салгарулы, летописец А. Ахметов. Самые многочисленные роды алимулы – шекты и торткара. Многочисленность в алимулы рода шекты такие ученые, как А. Коныратбаев, О. Смирнова, связывают с булгарскими кипчаками. В книге «Диуани лугат ат-тюрк» упоминается племя шекты, проживавшее на реке Чу. Известно и то, что относящиеся к алимулы шомекей, каракесек, кете входили в Западно-Тюркский каганат. Все эти сведения указывают на древнюю историю племени. Алимулы перекочевали от берегов Иргиза до Каратау, обитали в низовьях реки Сырдарья – Куандария, Жанадария, Каракумдык, в окрестностях озер Кулакшы, Барби – Кайракты. Некоторые роды, входившие в алимулы, откочевывали на север Каспийского моря, достигая рек Жем, Темир, Сагиз, Уил, Хобда, Жаик, зимовали в окрестностях Аральского моря, у подножия гор Мугалжары, в низовьях Сырдарьи. Представители некоторых родов занимались земледелием, возводили постоянные жилища. Часть родов, входивших в племя, издревле жила по соседству с народами, населявшими Хорезмскую низменность. Большинство из них проживали в городах Конырат, Тактакопир Каракалпакстана, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, а те, кто населял правый берег Аральского моря, - рыболовством. Лишь обитавшие на западе Кызылкумов занимались кочевым животноводством. До 1730-43 гг. видные представители племени алимулы выступали против Абылхаир-хана, стремясь сохранить независимость. Бактыбай-батыр и Сырлыбай би долго не давали своего согласия, но ради сохранения единства народа все же были вынуждены поддержать решение хана о присоединении к России. В 1815 г. кокандский хан Мухамед-Рахим захочет подчинить себе племя алимулы. С другой стороны будут наступать Россия и Хива. Не выдержав трехстороннего натиска, алимулы начинают борьбу за независимость, что переходит в восстание Жанкожа-батыра. Выходцами из племени алимулы, наряду с Жалантасом Бахадуром и Айтеке би, являются известные всем батыры Есет, Котибар, Кулбарак, Жанкожа, Актан, Алтай, Арал, акын карасакал Еримбет, жырау Нуртуган, шешен Жетес, бии Ажибай, Сопак, Мырзагул
БАЙУЛЫ Одно из племен, объединяющих казахский народ. По родословной, которая являет собой генеалогическое древо племени, входит в состав Младшего жуза. Этнонимы племени часто встречаются в письменных источниках еще со времен Тюркского каганата. В письменах Орхон-Енисейского периода значится байырку, а в летописи империи Тан - байегу. Б. вначале входил в состав объединения Теле. После их покорения Тюркским каганатом вошел сначала в состав Первого Восточно-Тюркского каганата, позднее - во Второй Тюркский каганат. По китайским сведениям они населяли побережье озера Канганьхэ, все были богатыми, в племени насчитывалось 60 тыс. человек, оно было способно выставить 10000 воинов. Предводителей они называли елтеберами. В 647-48 гг. во главе байулинцев находился елтебер Цюйлиши. Настоящее название озера Канганьхэ не уточнено, предположительно это верхняя пойма озера Селенга. После распада Первого Тюркского каганата в 20 г. VII в. племя, в состав которого входило 9 колен байырку (байегу), попало под зависимость объединения Сейяньто. После разгрома объединения империей Тан в 647 г. попали в зависимость к китайцам, которые в качестве центра руководства ими создали округ Юлин. Но все это осталось на бумаге, на самом деле байегулинцы оказались непокорными подданными империи. Объединившись с тюркскими племенами сыцзе, пугу, тунло, байегулинцы за период 660-61 гг. трижды сражались с китайскими карателями под руководством Чжана Женьтая. Зимой 662 г. его воины, преследовавшие байегулинцев, которые вели бои отступая, были разгромлены у озера Селенга. В результате этой победы империя Тан вынуждена была, хоть и на время, отказаться от мысли поработить тюрков. В 679 г. в результате борьбы тюрков, населявших Центральную Азию, против империи Тан образовался Второй Восточно-Тюркский каганат. Племя байырку приняло активное участие как в восстании, так и в становлении нового государства. Однако недоброжелательная, разлагающая политика Китайской империи привела к внутреннему распаду каганата, а в 713 г. его племена уже вели междоусобную войну. В 716 г. байыркулинцы убили Капаган кагана. В середине VIII в. образовался Уйгурский каганат, в состав которого вошли байегулинцы. К середине следующего века каганат был разгромлен киргизами, а его основное население последовало за Пантегином в Китай. В сведениях империи Тан нет никаких данных о наличии среди беженцев племени байегу, это свидетельствует о том, что они остались на прежнем месте жительства. С этого периода начинается постепенный процесс передвижения тюрков из Центральной Азии на запад. Основное население Второго Восточно-Тюркского каганата - кипчаки, имеки, огызы переместились в казахские степи, образовав новые объединения. В это время байырку-байегулинцы, вошедшие в состав 9 объединений, назывались байауытами. Кипчакские байауыты в основном поселились у реки Иргиз, создав кипчакское племенное объединение Елбори. Они и есть кипчаки ильбури, упоминаемые в русских летописях. Именно дочерью кипчаков байауыт называет знаменитую Теркенхатун соратник Жалала ад-Дина Несауи, поведавший историю хорезмшахов. Историк Чингисханской империи Рашид ад-Дин писал, что байауыты среди монголов подразделяются на 2 группы, одну называют жадаат (человек), вторую – хэкерин байауыт. Есть сведения, что они участвовали в походах Чингисхана. По всей вероятности, это была группа байырку-байегулинцев, оставшаяся среди монголов. В период улуса Шагатай они были известны под именем баири, позднее стали называться байсары. В период Тюркского каганата происходили многочисленные процессы воссоединения и распада 9 колен племени байулы в составе Алимулы, по этой причине трудно определить, сколько их осело на казахской земле и скольких раскидала судьба среди других народов. И все же основная часть бывших байырку–байегулинцев расселилась на западных территориях Казахстана, в период ногайцев входила в состав объединения алшын. А в период распада Ногайской орды племена алшын, алтыауыл вместе с родом тама – одним из главных представителей эмбенских ногайлинцев вошли в состав Казахского ханства. Сведения о Б. стали часто появляться в документах русской администрации только с 1 половины XVIII в. Племя Б. разделится на 12 родов (в отдельных сведениях – 13) – шеркеш, ысык, есентемир, байбакты, бериш, адай, алтын-жаппас, тана, алаша, маскар, таз, кызылкурт
ЖЕТИРУ Племенное объединение Младшего жуза, в него входят роды кердери, тлеу, жагалбайлы, рамадан, табын, тама и кереит. Каждый из них имеет свою тамгу и уран (клич), что свидетельствует о древнейшей истории этих родов. По данным родословной, каждый род Ж. берет начало с четвертого колена рода алшын Надира Кожа. По имеющимся в настоящее время летописным свидетельствам после распада ранее состоявшегося объединения родов алшын образовались три объединения родов Младшего жуза. Это двенадцать колен Байулы, шесть колен Алимулы и Жетиру. В настоящее время потомки Ж. проживают в Актюбинской, Западно-Казахстанской, северных районах Оренбургской областей
ЖАГАЛБАЙЛЫ Род объединения Жетыру. Согласно родословной от Жагалбайлы родился Мырза. От него Болис, Манатау, Ормантай, Кутманай,Сиракты, Балкожа, Бозбет), Лез (от него – Аккожа, Бескорек, Болды, Караша, Бодес, Есенкала, Ширек). Жагалбайлы в основном населяют Западно-Казахстанскую, Актюбинскую области, юг Оренбургской области России. Родовая тамга – топор, боевой клич – Манатау
ТАБЫН Один из многочисленных подродов Жетиру. Первые сведения о Т. наблюдаются в записях М. Тевкелева. До монгольского нашествия они жили в степях Западного Казахстана, значительная часть переехала в северные регионы и соединились с башкирами. Об этом указывается в записях арабского путешественника Ибн-Фадлан.В исследованиях С.И. Руденко есть сведения о том, что до монгольского нашествия у башкиров было двенадцать родов, среди них Т. Имеются разные данные о распространении Т. В исследованиях М. Тынышбаева указано, что у Т. было четверо сыновей: Жаманкерей, Бозым, Бегим, Кайыркожа, именем которых стали называться роды. В другой летописи у Т. были сыновья: Шомишти, Таракты, Косеп. В свое время потомки Шомишти зимовалии в песках Сама и Устюрта, их джайляу тянулись до р. Эмба. Потомки Таракты жили в районе Оренбурга, Актобе, Илека, в основном по рекам Кара Хобда, Большая Хобда. Зимовье потомков Косепа – пески Барсук, нижнее течение Сыр-Дарии, летние пастбища – на берегах реки Торгай и Тобыл. Если глубже изучить родовой знак Т. то можно наблюдать, что в составе этого рода есть представители других родов. Общий родовой знак Т. – тостаган (деревянная чаша). Плюс к этому – О – (черпак, у Табынов Шомишти) и 1 (алиф). Сравнивая эти знаки, ученые этнографы пришли к выводу, что они имеют родственную связь с родами Жалайыр, Албан и Дулат Старшего жуза. Такая тамга и у рода Бозым. Знак Алиф или чембур принадлежит роду Канлы, знак Тарак встречается и у Жалайыра. Одна из записей летописи Т. встречается в «Материалах использования земельу киргизами». В ней написано: Т – Жалайыр, Жаман-Керей (Таракты-Табын). Смешение Т. с другими родами видно из их общих родовых кличей. По данным Н.И. Гроднева клич Табынов из Сыр-Дарии – Серке, Тостаган, а у западных Т. – Алаш.
ТАМА Подрод Младшего жуза рода Жетиру. Об этом даются сведения в русской литературе 1748-65 гг., в записях М. Тевкелева и П.И. Рычкова. В летописи в составе Т. имеются роды Есенкельди, Жоги, Жабая. В сведениях изучения Н.И. Гродского, Мейера и др. Т. тамга одинаковы с кипчаками. Т. в основном селились на земле кипчаков, Южного Урала, в устье рек Урала и Тобыла. В XIV-XVI веках один из крупных родов в Дешт-и Кипчаке, Казахском ханстве, Ногайской орде. Большинство из них жили около Оренбурга, Актюбинска, Троицка, другая – в Среднем Казахстане, по р. Сарысу. Клич – Карабура.
ТОРТКАРА В своих трудах М.И.Тевкелев и А.Левшин указывают на то, что этот род вышел из племени Алимулы. По родословной от Т. родились Караш, Оразкельды, Ораз, Жаншукир, от них – Токпан, Аппак, Касым, Торым, Бакшак, Мазы, Келтекара, Куламан, Култас, Аккииз, Каракиси, Сейткул, Шобан, Талтекем, Конысбек, Каракемпир. Это относится к XYI-XYII векам. Основное зимовье торткаринцев - нижнее течение Сырдарьи, летом, пройдя Каракумы, останавливались в долине Иргиза.КСЭ II, стр.199.



Категория: Раскопки у Покровки | Добавил: MasterXL (11.06.2008) | Автор: Неизвестно
Просмотров: 17695 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/6 |
Всего комментариев: 2
2 Esenbek  
0
ТЛЕУ БАТЫР,МОНКЕ БИ ШЕЖИРЕСИН КОБЕЙТЕЙК! КИШИ ЖУЗ ШЕЖИРЕСИН ТОЛТЫРАЙЫК. КАЗАКСТАН ТАРИХЫНДА КИШИ ЖУЗ ТАРИХЫ ПОЧТИ ЖОК! ! ! ТЕК КАНА УЛЫ МЕН ОРТА ЖУ3ДИКИ!

1 karakesek  
0
Приглашаю всех друзей на сайт http://karakesek.ru
Это социальная сеть по казахстанской истории. В будущем хотим внедрить шежире казахского народа

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright Макаров И.В. © 2008-2024